Сковородкина И.З. Сказка как эффективная техника работы с проблемой детской гиперактивности / И.З. Сковородкина, О.Н. Морозова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Медико-биологические науки. — 2014. — №1. — С.100-104.
В статье характеризуются проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, выделены характерные особенности синдрома у детей дошкольного возраста. В частности автор отмечает, что первые проявления СДВГ обычно отмечаются с 3-4-летнего возраста. Для ребенка становятся характерны моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, повышенная двигательная активность, импульсивность, упрямство и негативизм. У детей дошкольного возраста синдром может сопровождаться задержкой в формировании навыков опрятности, недержанием мочи (энурезом) и недержанием кала (энкопрезом). В 5-6 лет, с началом систематического обучения, у ребенка может наблюдаться ухудшение течения заболевания, что проявляется в неуравновешенности, вспыльчивости, заниженной самооценке. Значительные трудности психологического характера обуславливают психосоматические нарушения, которые зачастую сочетаются с тиками, головными болями, страхами. Многие гиперактивные дети отстают от сверстников в развитии речи.
В данной статье комплексная помощь рассматривается как сочетание различных методик психолого-педагогической работы с детьми и родителями.
Так, Н.Н. Заваденко предлагает включать в комплексную помощь детям с СДВГ, помимо лекарственной терапии, следующие компоненты:
– помощь семье ребенка с СДВГ – приемы семейной и поведенческой терапии, обеспечивающие лучшее взаимодействие в семьях;
– выработку у родителей навыков воспитания детей с СДВГ, включая программы тренинга родителей;
– просветительскую работу с педагогами, коррекцию плана обучения через особую подачу учебного материала и создание такой атмосферы, которая максимально повышает возможности успешного обучения детей;
– психотерапию, преодоление трудностей, формирование навыков эффективного общения у детей с СДВГ в ходе специальных коррекционных занятий.
Одним из наиболее доступных для дошкольников средством психолого-педагогической коррекции является сказкотерапия. Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.
Авторы статьи значительное внимание уделяют сказке как доступному средству психолого-педагогической коррекции.
В статье сделан акцент на педагогическом эффекте народной сказки, описываются характерные ее особенности.
В многообразии сказок народная сказка занимает особое место. Она характеризуется особенностями, очень важными для дошкольной педагогики и психологии. Во-первых, в сказке представлены ценности и социокультурные образцы, а также архетипы культуры народа. Во-вторых, в силу того, что сказка схожа по своей структуре с сюжетно-ролевой игрой, она является эффективным средством развития дошкольника. Наконец, народная сказка всегда ориентирована на педагогический эффект: она обучает, воспитывает, учит, предупреждает, побуждает к деятельности, лечит и т. д. Именно психологическое содержание сказок, символическое отображение психологических явлений делают народные сказки незаменимым инструментом воздействия на человека.
В результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и понимание взрослых, которые ему так необходимы, уверенность в разрешимости проблем, осознает свои силы и ресурсы.
Приводятся разные варианты использования возможностей сказок в работе с детьми дошкольного возраста. Так в процессе сказкотерапии можно использовать следующие приемы:
– слушание и запоминание сказок;
– придумывание продолжения известной сказки или другого конца сказки;
– придумывание сказок (групповое или индивидуальное);
– моделирование сказок;
– рисование сказок;
– инсценирование сказок;
– развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов и др.
Авторы рассматривают условия для организации сказкотерапевтической деятельности, особенности работы с детьми с СДВГ с использованием сказки, которые способствуют личностному развитию ребенка. Они отмечают что, учитывая особенности гиперактивных детей, такие как импульсивность, двигательное беспокойство, неустойчивость эмоций, необходимо создать условия для организации сказ- котерапевтической деятельности: обязательно вызвать положительный эмоциональный настрой у детей, стимулировать желание взаимодействия, заинтересовать с помощью наглядных пособий, включить продуктивные виды детской деятельности (рисунки, изготовление кукол, костюмов).
Использование сказкотерапевтических методов дает возможность корректировать развитие коммуникативных способностей детей, тем самым создавая благоприятные условия, способствующие психическому и личностному росту ребенка в семье. Таким образом, благодаря мягкому влиянию на поведение ребенка, возможности узнать себя в сказочных образах, «разрешить» сказочные проблемы, народная сказка является эффективным средством психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Рецензия на проблемную публикацию по специальной психологии «Сказка как эффективная техника работы с проблемой детской гиперактивности»
Если у Вас есть что сказать, оставляете комментарии...